Веббанки.ру | информационный сайт: Интернет Банки | Банки России | Банки Украины

Главная

Новости банков » Тема дня → Альфа-Банк нашел чем приструнить должников

11-10-2011, 14:11 | Комментарии: 0 | Рубрика: Новости банков » Тема дня | Версия для печати

Доходные долги

Альфа-Банк нашел чем приструнить должников

Альфа-Банк освоил модель борьбы с давними должниками. Он сообщает в налоговую инспекцию о том, что они бесплатно пользуются средствами банка, а значит, должны платить налоги с полученной от этого выгоды. Выяснилось, что с государством должники дел иметь не хотят и предпочитают погасить задолженность.

В сентябре Елена получила письмо из налоговой инспекции с просьбой представить декларацию о доходах за 2010 год. Инспектор просил задекларировать дополнительный доход в сумме 1062 руб., полученный в прошлом году, а затем и уплатить налог с этой суммы. После беседы с инспектором стало понятно, что о доходе в инспекцию сообщил Альфа-Банк. Пару месяцами ранее Альфа-Банк прислал Елене письмо, где объяснял, что доход в 1062 руб. — старый долг за обслуживание карточного счета (письмо имеется в распоряжении редакции. — «МН»). Однако она тогда на письмо не отреагировала.

Далее выяснилось, что долг образовался за обслуживание старой дебетовой карты. Банк автоматически перевыпустил ее (видимо, это было предусмотрено договором. — «МН»), но клиентка к тому времени картой не пользовалась, и денег на счете не было. Однако плата за выпуск карты была списана, счет «ушел в минус», набежали штрафы, возник долг.

В 2010 году банк признал долг клиентки безнадежным, и решил списать его с баланса, сообщив налоговой инспекции о том, что отныне эта сумма — доход клиента. С любого дохода нужно платить налог, в случае Елены — 138 руб. Банк передал дело в налоговую инспекцию.

Речь идет о материальной выгоде от экономии на процентах за пользование деньгами банка, поясняет юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Анна Жучкова. Этот налог взимается с частных лиц, которые пользуются кредитами по ставке ниже, чем 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Согласно Налоговому кодексу налог составляет 35% от разницы между ставкой банка и 2/3 ставки ЦБ. «Если человек должник, он фактически пользуется деньгами банка бесплатно», — резюмирует Жучкова.

Спорить с банком сложно. «Проблема в том, что Альфа-Банк не сообщил мне о долге тогда, когда он возник, хотя адреса я не меняла», — говорит Елена. «Банки обязаны ежегодно информировать всех клиентов об их задолженности по кредиту. Но когда дело касается задолженности по начисленным комиссиям, такая обязанность отсутствует», — отвечает на это директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-Банка Олег Коган. Он добавил, что по запросу клиента вся информация о долгах будет предоставлена.

Не все банки выдают своих должников налоговой инспекции. «Банк Москвы не сообщает налоговым органам о возникновении у должников материальной выгоды, поскольку не прощает им задолженность», — говорит вице-президент банка Андрей Лапко. Банк может списать задолженность на забалансовый счет, где она находится еще пять лет. Но при этом продолжает работать с ней. Материальной выгоды у должника не возникает — он остается должен банку, а банк регулярно сообщает клиенту о наличии задолженности почтой, а при определенных суммах еще и звонками, отмечает Лапко.

У клиента возникает прибыль, как только он перестает платить по долгам, ведь он пользуется средствами практически безвозмездно, возражает Коган. Банк обязан информировать налоговую инспекцию по факту официального возникновения такой прибыли у клиента, то есть в момент списания долга. «Хотя списание не означает того, что долг прощен», — подчеркнул Коган. Действительно в письме Альфа-Банка Елене было указано, что «банк имеет право принимать все необходимые меры к взысканию задолженности в течение пяти лет с даты списания задолженности с баланса».

Банки не обязаны уведомлять налоговые органы об образовании дохода в подобных случаях, так как никаких инструкций на этот счет не существует. Так что со стороны банков это просто один из способов борьбы с неплательщиками, комментирует председатель совета директоров банка «Западный» Дмитрий Леус. Размеры долгов, на которые распространяется подобная практика, банк определяет сам, отмечает он. «Сообщение о должнике в налоговую инспекцию — это креативный способ повышения платежной дисциплины. Его используют далеко не все банки, но он дает хорошие плоды», — говорит председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров. Клиенту банка проще погасить весь долг и не иметь дела с государством, говорит он. «Эффект от интереса налоговой инспекции к должнику не измерялся, однако полагаю, что такой «интерес» является дополнительным стимулом к урегулированию долга», — согласен Коган из Альфа-Банка. В Федеральной налоговой инспекции «МН» отказались дать статистику по подобным случаям.

У самих должников выбор небольшой. Они могут оспорить начисление налога, отмечает юрист: «Если банк начислял проценты на долг, о бесплатном пользовании деньгами речи идти не может, а значит, и материальную выгоду должник не получал». Но доказать отсутствие выгоды сложно — банк скорее всего начислял не проценты за пользование средствами, а штрафы.

Клиентка Альфа-Банка Елена погасила долг перед банком и готовится подтвердить отсутствие задолженности налоговой инспекции, что позволит ей избежать подачи налоговой декларации и уплаты налога. «В налоговой просили меня принести справку об отсутствии долга самой, чтобы ускорить дело. А вообще-то банк должен был сам передать все документы», — говорит она.

Елена ХУТОРНЫХ

Источник: Московские новости



Желаете оставить свой комментарий?
Если вы уже зарегистрированный посетитель — авторизуйтесь, если незарегистрированный — зарегистрируйтесь.
Другие новости по теме:
Информация:
Самые рейтинговые новости
Банковские продукты
Дистанционное обслуживание
Вопрос Дня
'
Панель управления
Бестселлеры